Психология 16.07.2021
Развитие творческих способностей ребёнка

Итальянский сказочник Джанни Родари однажды написал: «Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно — сам ум, одно с ним целое и реализуется путём одних и тех же приёмов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое». («Грамматика фантазии»)

И прежде чем начать разговор о способах развития творческих способностей, хочется, чтобы мы с вами просто договорились, что они есть у всех. Нет человека, который не имел бы таких способностей — есть люди, которые не знают об этом. Есть люди, которые занимаются творчеством каждый день. Но называют это иначе. Есть те, кто выбрал для себя путь творчества пожизненно. Это не значит, что кому-то нужно заниматься творчеством, а кому-то — нет.

Потому что творческий потенциал позволяет развить в себе навыки общения и взаимодействия, умение анализировать, мыслить нестандартно и не отчаиваться в поиске решений сложных задач, помогает в любой области стать интересным и успешным.

Многие родители с самого раннего возраста делают акцент на развитии прикладных навыков и умений, но не занимаются развитием фантазии и воображения. А это очень важно, потому что одно без другого не может принести пользы в жизни.

Творчество развивает воображение, а воображение — это высшая психическая функция человека.

Кто научил нас представлять и планировать?

Как так случается, что мы создаём новое, никому неизведанное и неизученное?

Откуда в нас рождаются образы, чувства, мысли, которые мы доносим до окружающих?

Всё это — способность воображать, придумывать, представлять — фантазия.

Однако творческий потенциал у всех разный, поэтому его нужно развивать.

Как?

Занимайтесь тем, что нравится.

развитие творческих способностей

Многие думают, что творчество — это рисование, театр и музыка. Но что делать детям, которые не любят выступать на сцене, рисовать, лепить из глины или петь песни? Может быть, ваш ребёнок ещё не знает, что ему по душе. Ведь сейчас существует множество разных направлений. Он любит строить из конструктора? Слышит музыку в бытовых звуках? Отлично барабанит по предметам? Рисует персонажей любимых игр на компьютере? Любит всё сенсорное: пачкаться, прыгать в шариках и на батуте? Постоянно фотографирует или снимает? Попробуйте понаблюдать, чем занимается ваш ребёнок в течение дня и что действительно его увлекает. Возможно, вам понадобится время, чтобы с этим разобраться.

В поиске любимого творческого занятия самое важное — не вредить процессу. Если ваш ребёнок пошёл на битбокс, а после сказал, что ему не нравится — не уговаривайте его остаться. Может пройти очень много времени, прежде чем он найдёт своё занятие, но главное — он его найдёт. Если будет пробовать!

Вдохновляйтесь вместе.

Если вы чем-то увлекаетесь, поделитесь с ребёнком этим, расскажите, что этот творческий процесс значит для вас. Пригласите его в свой мир.

И наоборот — делайте вместе с ребёнком то, что нравится ему. Главное в занятиях творчеством — это удовольствие от процесса и позитивные эмоции. В процессе совместного творчества эндорфинов выделяется намного больше, это помогает чаще и ярче радоваться результату.

Организуйте время и место.

В развитии любого навыка важны время на его отработку и режим. Так же и здесь. Невозможно развить способность к творчеству, не развивая её. Поэтому только регулярные занятия и организованное для этого пространство позволят вам увидеть результат.

У ребёнка обязательно должно быть место, где он проявляет себя так, как хочет. И единомышленники, которые поддержат его в этом.

Поддерживайте, а не разочаровывайтесь.

Часто родители возлагают большие надежды и придумывают много всего про своего ребёнка. Знаете, почему так происходит? У взрослых уже отлично развита фантазия. Но ребёнок живёт свою жизнь, и он может ошибаться, у него может что-то не получаться — так он учится и растёт.

Поймите, зачем вам нужно, чтобы ваш ребёнок был успешен. Что вы доказываете и кому? Многие знаменитые люди, музыканты, спортсмены, учёные стали такими только потому, что кто-то когда-то в них взял и поверил.

В творчестве можно что угодно.

Девочка рисует

Если ваш ребёнок рисует — пусть рисует, что хочет. Если строит — пусть построит то, что видит в голове. Пускай это не будет шедевром, но именно так он учится анализировать. То есть с каждым новым рисунком ребёнок лучше понимает, что у него удаётся, а что — пока ещё нет. Творчество — это свобода.

Весь окружающий мир в помощь.

Если вы понаблюдаете за маленькими детьми, то сможете заметить, что им, как правило, бывает вообще всё равно, с чем играть: с дорогой игрушкой или ботинком. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок начал придумывать и творить, не подавайте ему весь мир раскрытым на ладошке. Дети должны изучать, искать ответ самостоятельно, видеть то, чего не существует, придумывать и реализовывать.

Разговаривайте и играйте в игры.

Необязательно фантазировать на холсте или в музыке. Можно это делать и в обычном разговоре о бытовых и ежедневных делах.

«Давай представим, что мы сегодня ...»

«Как ты думаешь, на кого я похожа в этом костюме?»

«Смотри, этот блинчик — моя копия»

Что угодно можно превратить в творчество. Дайте волю себе и своей фантазии, а ребёнок обязательно вас поддержит и дальше уже придумает всё самостоятельно. Вы можете рассказывать друг другу разные истории и угадывать, какая — правдивая, а какая — нет.

Также разные игры на развитие воображения могут стать приятным совместным времяпрепровождением для всей семьи.

Знакомьте с творчеством.

Смотрите фильмы, ходите в театры и кино, картинные галереи и музеи. Знакомьте с разным творчеством — и уличным тоже, к примеру.

Пусть у вашего ребёнка будет выбор.

Развитие творческих способностей у ребёнка может стать увлекательным путешествием в мир, который только вы вместе с ним придумаете. Это поможет наладить ваш контакт и развить навыки, необходимые для успешной жизни. Желаем удачи!

Поступить в школу
Поступите в школу и начните получать
знания у лучших преподавателей страны.
Оставьте заявку, и мы свяжемся
с вами для консультации.