Обучение 26.05.2021
Как мнемотехника помогает структурировать информацию и подготовиться к экзаменам: советы учителей

В современном мире очень сложно быть школьником, ещё сложнее учиться в выпускном классе. Как успеть всё сделать? Как выучить столько материала, подготовить столько проектов, решить столько задач и при этом не забыть поесть, поспать и помочь родителям по дому? Взрослому «стороннему наблюдателю» может показаться, что учиться в школе проще простого: делать уроки, получать свои пятерки и тратить море свободного времени на хобби. Я хочу вас заверить, что это не так. Современный школьник пытается справиться с колоссальными нагрузками. Домашние работы и проекты сложнее, чем кажутся. Выпускники регулярно сталкиваются с двумя главными вопросами: «Как грамотно распределить своё время?» и «Как это всё запомнить?»

Для первого вопроса я лучше выделю отдельную статью, а в этой помогу ответить на второй вопрос.

Итак, как же всё это запомнить?

Чтобы что-то запомнить, иногда сначала нужно что-то придумать. Чудеса мнемотехники позволят любому школьнику запоминать сперва 15 слов в минуту, а в дальнейшем и целые стихотворения. Не стоит недооценивать мнемотехнику в обучении. Поначалу она кажется смешной и детской, но она работает: я уже более пяти лет выпускаю одиннадцатиклассников и многим из них пригодились мои мнемонические приемы, чтобы набрать нужный балл на ЕГЭ (а как они помогали объяснять физику, я лучше умолчу!)

Как это работает?

Наверняка многие из вас знают фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»: именно она помогала нам в детстве запомнить не только цвета, но и их порядок в радуге. Не забываем и про падежи в русском языке: сложно запомнить их названия и правильные вопросы к ним, но происходит чудо, когда вы запоминаете фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Это тоже мнемотехника в действии, а точнее — метод чёток. Когда-то давно мой учитель физики помог мне запомнить закон Архимеда через достаточно грубую фразу «в роже». Я до сих пор помню, что сила выталкивания тела из среды равна произведению объёма тела —«вэ», плотности жидкости или газа — «ро» на ускорение свободного падения «же».

Мнемотехника и ассоциации

Мнемотехника строится на ассоциациях, это может быть нарисованная картинка, представленный образ, придуманная история, услышанный звук или яркая эмоция. Главное, чтобы вы смогли «оживить» то, что сейчас кажется совсем одиноким, сухим и блеклым.
Предположим, что мне нужно запомнить длинный список новых слов английского языка. Лучше всего их запоминать через созвучные слова в русском языке, то есть через фонетические ассоциации. Например, «УМНЫЙ ребенок искал КЛЕВЕР» (clever — умный), «В фильме СКАЙфол было голубое НЕБО» (sky — небо), «КЛАД мы искали в ОБЛАЧНОм Лондоне» (cloudy — облачно), «на той выставке БРИЛЛИАНТ был ЯРКИМ» (bright — яркий). Одна из моих преподавателей английского однажды рассказала мне о выражении «Янки гоу хом» — стандартная и известная из фильмов фраза, благодаря которой можно запомнить, что предлог «at» не ставится перед словом «home» (дом).

Чтобы подготовиться к экзамену, конечно, лучше учиться в течение всех школьных лет и не «отлынивать», но уж если так вышло, что нужно срочно и при этом качественно повторить материал, то запоминаем, что зубрить нельзя. Можно придумывать ассоциации и истории, развивать воображение.

В математике я разработала свои собственные истории-ассоциации: они могут показаться вам странными, но они действенные. Например, для 6-8 класса в теме «Модуль числа или выражения» я использую историю-ассоциацию, связанную с мультиком «Том и Джерри». Под знак модуля (в клетку) может попасть любое выражение (любой герой): и положительный (мышонок Джерри), и отрицательный (кот Том). Однако положительное выражение (Джерри) мы «выпускаем» без минуса (мышонок выходит из клетки, как ни в чем не бывало), а вот отрицательному выражению при раскрытии модуля мы поставим дополнительный минус (Тому обычно не везёт и ему прилетают шишки и тумаки). Или ещё один пример для девятиклассников: чтобы запомнить, что синус — это игрек (y), просто вспоминаем, что у игрека есть хвостик, как у девочек, значит он — СИНтия. А у икса (х) хвостика нет, он у нас — мальчик КОСтя.

Наработки у каждого в итоге свои, ведь у каждого человека мозг придумывает собственные ассоциативные ряды, но если в начале очень тяжело, то советую на просторах интернета искать уже известные приёмы мнемотехники. Иногда ассоциация рождается сама, а иногда нужно её «подтолкнуть»: для этого также советую каждый день тренировать своё воображение, придумывая истории-ассоциации к предметам, которые окружают вас. Не заметите, как потихоньку переключитесь на понятия из школьных дисциплин. Успехов!

Поступить в школу
Поступите в школу и начните получать
знания у лучших преподавателей страны.
Оставьте заявку, и мы свяжемся
с вами для консультации.